В прошлый раз мы рассказали, какими исследованиями ученые добились открытия голограммы. До 60-х годов прошлого века практическая реализация голограммы была невозможной из-за отсутствия возможности извлечь когерентные (то есть, обладающие одинаковой частотой колебания световой волны) световые лучи. С появлением лазеров в начале второй половины 20 века и применением электронного микроскопа, практические исследования стали доступными ученым. С тех пор голографические технологии совершенствуются каждый год, и уже можно делать прогнозы, что ч обозримом будущем громоздкие устройства передачи изображения будут заменены невесомыми голографическими устройствами.
Виды голограмм
Если углубиться в детали, то ученый из Великобритании Дэннис Габор открыл первый вид голограммы — волновая или амплитудная голография, которая базируется на дифракции светового потока. В этом случае голограмма являет собой систему пятен, которые находятся друг от друга на расстоянии одного колебания светового потока (то есть, расстояние между пятнами равно длине одной световой волны). Чем лучше и мощнее оборудование используется в эксперименте, тем качественнее изображение. С простыми фотоматериалами, которые ориентированы на создание простой фотографии, какого-либо минимального результата добиться невозможно.
Еще один вид голограмм — фазовая. При этом весь механизм работает так же, только за основу взята не целая волна, а фаза. Для понимания: если представить, что волна — это синусоида, то фаза — это промежуток, когда волна идет от нулевой точки, до самой верхней положительной точки, то есть, от координаты xy (0;0) до координаты xy (1;1).
Цветные голограммы
Выше мы описали только условно черно-белые голографические изображения. А что же насчет цветных?
Метод записи цветных объемных изображений был предложен советским ученым Юрием Николаевичем Денисюком в 1958 году. Опубликованный в 1948 году отчет об исследованиях Дэнниса Габора, заинтересовал ученого, и он проводил свои параллельные исследования. И открытие способа получения именно цветной голограммы принадлежит ему.
Что примечательно, свое открытие Ю.Н. Денисюк сделал еще тогда, когда лазеры не были изобретены, а за основу получения цветного изображения был взят метод, который использовал французский физик Гэбриэл Липпман в 1891 году для получения цветной фотографии в естественных цветах. Липпман использовал запись изображения для трех разных длин волн, которые отличались по цвету: применялись основные спектральные цвета красный, синий и зеленый. В последующей обработке благодаря эффекту интерференции изображения накладываются друг на друга, образуя полноцветную картинку.
Источником света для голографического эксперимента была ртутная лампа, поскольку, как было сказано, лазеры еще не были изобретены. Установка для эксперимента была сделана физиком практически из подручных средств. Чтобы узнать сведения об объеме изображения, следовало узнать длину фазы светового пучка, проходящего через объект. Такие данные потом считывались с интерференционного изображения, которое оставалось на фотопластинке.
Голограммы сегодня
Конечно, те голограммы, кривые мы видим в фантастических фильмах, все еще недостижимы для современного общества. На сегодняшний день существуют модификации голографических проекторов, и, хотя они не могут похвастаться особой универсальностью, которую демонстрирует голограмма, рожденная в голове сценаристов-фантастов, уже есть первые ласточки совершенствования таких устройств.
Уже сегодня голограммы потихоньку входят в нашу жизнь. Это и игровая индустрия, и рекламная отрасль, и розничная торговля.
Полноразмерное изображение позволяет получить технология Musion Eyeliner. С помощью этой технологии можно создавать изображения в натуральную величину. Показатели четкости и яркости изображения приближаются к реалистичным, и разница уже практически незаметна глазу.
Стало быть,технологии из фильма «Звездные войны» уже не за горами. И кто знает, может, за голограммой придет и изобретение светового меча.